- Духовенство
- совокупность всех служителей церкви. Церковь как организация основывается на делении всех верующих на руководство (д.) и рядовых верующих (мирян, паству). В первоначальном христианстве д. не было, первые христиан, общины имели демократич. устройство. Церк. организация окончательно сложилась на протяжении II—III вв. Только д. могло совершать обряды и богослужения, распоряжаться материальными средствами церкви. Д. было высшей инстанцией в вопросах веры, только оно определяло, что соответствует вере, а что является ересью. Д. имеет иерархич. структуру. Еще в античности выделились три высших ступени: епископ, пресвитер, дьякон, требующие при вступлении в них особого обряда рукоположения. Епископскими являются должности архиепископов, митрополитов, пап, патриархов. Низшее д. (их называют церковнослужителями в отличие от священнослужителей) составили пономари, псаломщики, аколиты, экзорцисты и др. Уже в средние века различали белое и черное д. Черное д. — это монахи, рукоположенные в священнослужители, удалившиеся от мира в свои монастыри; белое д. обслуживало религ. потребности мирян, не давая монашеских обетов. Ведущую роль в католич. и православной церквах играет епископат. Церк. соборы созывались для епископата, который и решал важнейшие вопросы жизни церкви. В средние века д. составляло особое привилегированное сословие — первое в Зап. Европе. Однако существовала колоссальная разница в материальном и общественном положении между высшим д. городов и сельскими приходскими священниками. По ряду подсчетов, в сер. XIV в. в Зап. Европе д. и монахи составляли 1,5% населения. В ряде городов они составляли большинство.Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Федосик В А. Киприан и античное христианство. Мн., 1991.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь. Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик. 1999.